Get the Flash Player to see this player
 

326 MБ
131 мин : 17 сек
528 x 352
2578 просм.
08 мая 2014



Одобряю
Запомнить
Текущий кадр




Кубанский казачий хор- "За Веру и Отечество".

Альбом Хоры и ансамбли (19 видео)

Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска – Государственный акдемический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор (1811 – 2014

Историческим предшественником современного Кубанского казачьего хора явля-ется Войсковой певческий хор. Его основателем стал духовный просветитель Черномории протоиерей Кирилл Васильевич Россинский. 2(14) августа 1810г. он обратился в войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска с прошением о создании Певческого хора. Предложение было одобрено войсковым атаманом Ф.Я. Бурсаком и членами канцелярии. В августе были подготовлены сметы на жалование регенту, певчим, а также средства на приобретение костюмов.
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1810г. хор впервые высту-пал в Войсковом Воскресенском соборе. Первым регентом хора стал дворянин Констан-тин Гречинский. Первоначально хор существовал на средства протоиерея Кирилла Рос-синского. 18 января 1811г. Одесским и Херсонским генерал-губернатором Дюком-де-Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены деньги на содержание Войскового певческого хора.
1 (14) октября 1811 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, который стал счи-таться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежден-ный Войсковой Певческий хор Черноморского казачьего войска. 22 декабря 1811 г. император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра. Оркестр был назван Войсковым музыкантским хором. Певческий и музыкантский войсковые хоры развивались параллельно. Насыщенная, многообразная и плодотворная творческая деятельность двух хоров продолжалась до апреля 1920 г.. Их выдающуюся роль в духовном, культурном и патриотическом воспитании кубанцев невозможно переоценить. По признанию современников, то были лучшие на периферии военно-художественные учреждения России.
В 1860 г. Черноморское казачье войско переименовывается в Кубанское. Соответ-ственно переименовывались и войсковые хоры. Кроме участия в церковных богослужениях, Певческий хор давал и светские концерты в Екатеринодаре и по всему югу России. Исполнялась духовная музыка, народные песни, классические произведения. Хор стал кузницей музыкальных кадров и для учреждений культуры, и для православной церкви, и для Русской Армии. Деятельность хора высоко оценивалась со стороны лидеров Российского государства: император Александр 2-й находил его «замечательным по голосам и стройности исполнения», а император Александр 3-й выразил хору благодарность «за отличное исполнение им музыкальных программ» и повелел войсковому начальству озаботиться расширением и улучшением хора.
Осенью 1911 г. состоялись торжества по случаю 100-летнего юбилея Войсковых певческого и музыкантского хоров. В их организации видную роль сыграл последний наказный атамана ККВ генерал М.П. Бабыч. К этой памятной дате вышла книга «Войско-вые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811-1911 гг. Истори-ческий очерк столетия их существования. Составил есаул Ив.Ив. Кияшко».
С приходом к власти на Кубани большевиков Войсковой певческий хор был пере-именован в государственный. Однако, в связи с проведением политики репрессий по от-ношению к казачеству хор подвергся попытке уничтожения. 21 апреля 1920 г. Кубано-Черноморский областной ревком постановил: «Все войсковые хоры и оркестры, ныне пе-реименованные в государственные, со всем личным составом, библиотеками, музыкаль-ными инструментами переходят в ведение областного отдела образования. Всем дириже-рам, музыкантам, певчим и проч., имеющим у себя казенные инструменты и ноты, сдать таковые немедленно… Лица, укрывающие вышеуказанное имущество, будут преданы революционному трибуналу». Летом 1920 г. решением большевистских властей деятель-ность коллектива была окончательно прекращена.
В 1920 г., не признав новую богоборческую власть, двадцать семь участников Вой-скового певческого хора вместе с тысячами кубанских казаков вынужденно эмигрировали в Грецию, Турцию, Сербию и другие страны. Там, в эмиграции ими были созданы несколько хоровых коллективов, которые носили имя Кубанского Войскового казачьего хора и сохраняли традиции Войскового певческого хора. Вместе с тем, в 1925-1932 гг. на Кубани вёл гастрольную деятельность Кубанский мужской квартет – осколок былого хорового коллектива. К несчастью, руководитель коллектива Александр Авдеев был репрессирован и расстрелян в 1929 г.
В связи с некоторым ослаблением политики репрессий по отношению к казачеству в 1936 г. Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома был учре-жден Государственный Кубанский казачий хор, который возглавили Григорий Митрофа-нович Концевич и Яков Михеевич Тараненко, бывшие до революции регентами Кубан-ского Войскового певческого хора. Именно они перенесли в новообразованный Государ-ственный Кубанский казачий хор богатые певческие и музыкальные традиции, народный песенный репертуар и свой высокий художественный вкус, соединив тем самым в единое целое историю Войскового певческого и Государственного Кубанского казачьего хора.
Работать в условиях, созданных богоборческой властью, было невероятно трудно. Тем не менее Г.М. Концевич не терял веру в будущую великую миссию вновь созданного хора. 3 марта 1937 г. в газете «Красное знамя» он пророчески писал: «Теперь создан Ку-банский казачий хор в 40-50 человек из лучших голосов казаков станиц и хуторов. Его будущее, несомненно, блестяще. Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». Однако, вскоре первый художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, выдающийся ученый-фольклорист Г.М. Концевич был арестован по ложному обвинению в «покушении на Сталина» и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26 декабря 1937 г.. Г.М. Концевич был реабилитирован посмертно в 1989 г..
Хор действовал до 1941г. под руководством Я.М. Тараненко. В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив хора был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Хореографическое руководство было поручено Борису Лехту.
С началом Великой Отечественной войны хор был расформирован и его солисты призваны в ряды Красной Армии. Бывший руководитель хора Я.М. Тараненко умер в ок-купированном Краснодаре осенью 1942г. После войны коллектив был воссоздан на базе Краснодарской филармонии. Однако, в 1961 г. по инициативе Н.С. Хрущева ансамбль снова был расформирован вместе с другими десятью государственными народными ан-самблями и хорами СССР.
Но, трижды уничтоженный, он вновь возвратился к жизни. По многочисленным просьбам кубанцев Краснодарский крайисполком принял 4 января 1969 г. решение о вос-создании Государственного Кубанского казачьего хора. Художественным руководителем хора был назначен заслуженный деятель искусств России Сергей Алексеевич Чернобай. Танцевальную группу возглавил талантливый балетмейстер Григорий Юльевич Галь-перин, оркестровую – Борис Уткин. Кубанский казачий хор впервые начал петь в народ-ной манере. 15 августа 1971 г. Кубанский казачий хор выступил в городе Бургасе (Болга-рия) на VII международном фестивале и был удостоен диплома и медали фестиваля.
14 октября 1974 г. (судьбоносное совпадение – снова, как и при основании хора, это праздник Покрова Пресвятой Богородицы) художественным руководителем хора назначается Виктор Гаврилович Захарченко - ученый-фольклорист, хормейстер и компо-зитор, прошедший школу выдающегося хорового дирижера профессора В.И. Минина и патриарха отечественной фольклористики профессора Е.В. Гиппиуса. Руководство танцевальной группой перешло к Вячеславу Модзолевскому, затем к Леониду Милованову, а после него – к Николаю Кубарю.
С приходом к руководству хором Виктора Гавриловича коллектив поднялся на вершины творчества и приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В.Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления и вывести коллектив на качественно новые творческие рубежи.
Уже через год работы молодого руководителя (в 1975г.) Кубанский казачий хор становится лауреатом I премии на Всероссийском смотре-конкурсе государственных рус-ских народных хоров в Москве. В 1984 г. этот успех был повторен на втором аналогичном конкурсе. Летом 1980 г. Кубанский казачий хор стал дипломантом международного фольклорного фестиваля во Франции (город Монтгийон); летом 1981 г. – лауреатом международного конкурса профессиональных государственных народных коллективов в Югославии (г. Порторош). В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Государственный Кубанский казачий хор награжден орденом Дружбы народов. В 1990 г. он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко. В 1993 г. коллективу присвоено почетное звание «академический».
Коллектив хора регулярно удостаивается престижных наград на различных кон-курсах и фестивалях искусств. Так, в октябре 2008г. молодые солисты Кубанского казачь-его хора Александр Дедов и Софья Бовтун заняли первые места на проходившем в Москве Первом Международном фестивале-конкурсе народного песенно-танцевального искусства молодёжи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая!». 30 декабря 2008г. Кубанскому казачьему хору присуждено звание лауреата 17-го Национального Российского фестиваля «Овация» в области музыкального искусства за 2007 год (в номинации фолк-музыка). Поэтому неслучайно считают за честь выступить с Кубанском хором такие звезды театра, кино и эстрады как Никита Михалков, Алексей Петренко, Иосиф Кобзон, Карел Гот, Дмитрий Хворостовский, русский певец из Австралии Александр Шахматов и другие.
За время руководства хором В.Г.Захарченко превратил коллектив в ансамбль меж-дународного экстра-класса. Сегодня Кубанский казачий хор, по оценкам экспертов, при-знан жемчужиной мировой культуры. География гастролей хора необозрима, ему руко-плещут на всех пяти континентах, в десятках стран мира. Сотни концертов дал хор по всей России, во всех бывших республиках СССР. Вместе с тем, коллектив регулярно вы-ступает в городах и станицах Кубани. Ныне он базируется в Краснодаре, в собственном здании, специально выделенном для него руководством Краснодарского края.
Под руководством Виктора Захарченко, зачастую преодолевая идеологический прессинг со стороны тогдашней власти, хор вынес на сцену подлинный песенный фольк-лор кубанского казачества. Это стало результатом работы Захарченко-фольклориста в станицах Краснодарского края, где им собраны тысячи народных песен. Усилиями В.Г. Захарченко переизданы разрозненные и выпавшие из поля зрения музыкальной науки 14 сборников песен кубанского казачества, составленных дореволюционным подвижником А.Д. Бигдаем, а также сборники Г.М. Концевича из репертуара Войскового певческого хора. Сам Виктор Гаврилович выпустил около двадцати фольклорных и авторских сборников песен.
Основа репертуара Кубанского хора - народные казачьи песни. Однако коллектив всегда уделял внимание произведениям талантливых композиторов - В. Соловьева-Седого, А. Новикова, М. Блантера, И. Дунаевского, Г. Пономаренко, А. Пахмутовой, А. Дудника, А. Нехая, А. Мелехова, Геннадия и Анастасии Заволокиных и многих других. Кубанский казачий хор стал первым исполнителем хорового цикла Г.В. Свиридова «Казачьи песни», написанного им еще в 1938 г.
Особо волнующие страницы вписаны в историю Кубанского хора песнями Захар-ченко-композитора. Обратившись к наследию поэтов-классиков России и Украины, Вик-тор Гаврилович создал произведения редкой силы воздействия, в которых высокая поэти-ческая культура соединяется с вековой русской народнопесенной традицией. Хор испол-няет произведения на стихи таких выдающихся поэтов как иеромонах Роман, Николай Зиновьев, Григорий Мелихов и другие. Песенное творчество В.Г. Захарченко получило высокое признание профессионалов и широких кругов слушателей. Большой обществен-ный резонанс получают авторские концерты композитора в Москве (Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя, октябрь 2004г. и др.).
Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко вернул к жизни песню, написаную полковым священником Константином Образцовым в годы 1-й мировой вой-ны - «Ты, Кубань, ты наша Родина». Эта песня, которая еще в 20-е годы 20 века считалась неофициальным гимном кубанского казачества и всего края, в обработке Виктора Гаври-ловича впервые официально была исполнена Кубанским казачьим хором на заседании Законодательного Собрания Краснодарского края 5 мая 1995г. и утверждена в качестве краевого Гимна. В.Г. Захарченко является автором Гимна столицы Кубани — города Краснодара. Можно отметить, что многие песни в исполнении Кубанского казачьего хора воспринимаются зрителями как гимновые — их слушают стоя, с истинно патриотическим чувством и большим духовным подъемом.
Стараниями Виктора Гавриловича Кубанский казачий хор возвращается к своим истокам и обращается к первоначальному репертуару: православным песнопениям, литургической музыке. В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных литургиях. Таким образом, Кубанский хор стал единственным светским профессиональным хоровым коллективом, который допущен к богослужениям в храмах. К слову сказать, в апреле 2009 г. Кубанский казачий хор впервые пел для нового Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Москве, в Донском монастыре.
Закономерным актом стало принятие в октябре 1996г. Постановления главы адми-нистрации Краснодарского края «О признании правопреемства (исторического) Государ-ственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска». Так были преодолены разрывы в драматической истории легендарного коллектива, вызванные трагичностью истории казачества и всей нашей многострадальной Родины.
Но В. Г. Захарченко не останавливается на достигнутом — руководителю Кубан-ского казачьего хора присуще свежее, новаторское мышление. Так, им разработана и во-площена в 1990 г. в жизнь широкомасштабная, инновационная концепция Центра народ-ной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) «Кубанский казачий хор», которое представляет собой уникальный комплекс, возглавляемый генеральным директором-художественным руководителем В.Г. Захарченко.
В него входят: непосредственно Государственный академический Кубанский каза-чий хор (главный дирижер - В.Г. Захарченко), Научно-исследовательский Центр традици-онной культуры Кубани, (руководитель - профессор Н.И. Бондарь), Кирилло-Мефодиевский культурно-образовательный центр (руководитель — Е.М. Шалина), ан-самбль «Казачья душа» (художественный руководитель - народная артистка России Т.А. Бочтарёва), камерный симфонический ансамбль «Благовест» (художественный руководи-тель — Л.Ю. Городжанова), отдел фестивалей и праздников, Центральный концертный зал, видеостудия, студия звукозаписи (подарок Благотворительного фонда «Вольное де-ло») и другие подразделения.



Категории ВИДЕО »






Cодержимое этого сайта добавлено его посетителями.
Администрация не несет ответственности за действия посетителей.
При обнаружении незаконно размещенного материала свяжитесь с нами.

Про сайт io.ua   Новости io   Отзывы   Реклама   Contacts